1

«Вий» (1967)

«С ШИРОКО РАСКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»

Сегодняшнему искушенному зрителю «Вий» покажется детской сказкой. Но в далёких 60-х оживающие мертвецы и летающие гробы еще не стали обычным явлением.

 

 Титры:

«ВИЙ»

«Мосфильм», 1967 год.

Режиссеры-постановщики:

Константин Ершов,

Георгий Кропачев.

Авторы сценария:

Александр Птушко,

Константин Ершов,

Георгий Кропачев.

В ролях:

Леонид Куравлёв

Хома Брут),

Наталья Варлей (Панночка),

Алексей Глазырин (Сотник),

Николай Кутузов (Ведьма),

Вадим Захарченко (Халява),

Петр Вескляров (Ректор)

и другие.

 

ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ!

«От взгляда Вия нет спасения, - гла­сят поверья славян. — Он проникает в че­ловеческую душу и открывает ее для всякой нечисти». О «Вие» в кинематогра­фической среде ходили легенды, и что бы ни случалось впоследствии с членами съемочной группы фильма, как правило, все приписывалось проискам нечистой сипы. Еще большие толки вызвало извес­тие о том, что действующая церковь Пре­святой Богородицы в селе Горохолин Лес - Ивано-Франковской области, где про­ходили натурные съемки, сгорела дотла.

СПАСЕНИЕ «ВИЯ»

Работу над фильмом доверили недав­ним выпускникам режиссерских курсов Константину ЕРШОВУ и Георгию КРО­ПАЧЕВУ. Когда они вернулись из первой своей экспедиции на Западную Украину. Иван ПЫРЬЕВ, ознакомившись с отсня­тым материалом, пришел в ужас: на­столько он был плох. Директор «Мосфильма» с удовольствием выставил бы за ворота студии горе - дебютантов и за­крыл проект. Но на картину уже было по­трачено немало денег. За помощью об­ратились к прославленному режиссеру Александру ПТУШКО - специалисту но­мер один по комбинированным съемкам, на счету которого были такие киношедевры, как «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Новые при­ключения Гулливера». Рассказывали, что сам Уолт ДИСНЕЙ, посмотрев последний фильм, тут же прислал Александру при­глашение на работу, но тот, разумеет­ся, отказался.

 

 

С приходом Птушко работа закипе­ла: в павильонах возводились декора­ции, а над эскизами оборотней труди­лась художница Сарра Мокиль. Для режиссера она была своеобразным та­лисманам - он звал ее на все свои кар­тины – и, по мнению коллег, творила чу­деса. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вис­лоухие вампиры с губами о пол-лица. Кстати, в массовку нечистой силы Птушко приглашал карликов и даже лично разыскивал их по всей Москве. Ползающих по вертикальной стене упырей снимали долго и вдохновенно: из толстых досок была сколочена «сте­на», которую ставили под небольшим углом к полу. Над ней зависал кран с оператором, который фиксировал на планку скользящих по наклонной плос­кости оборотней.

 

Костюм Вия сделали из нескольких пропитанных смолами слоев мешкови­ны. Вместо рук слепили из гипса коря­вые корни деревьев. В результате одея­ние предводителя «нечисти» получилось неимоверно тяжелым: чтобы перенести костюм с места на место, требовалось трое рабочих. А ведь чудищу нужно было как-то передвигаться. Поэтому подходя­щую кандидатуру на эту роль нашли только среди тяжелоатлетов. Кстати, веки, которые Вий страшным голосом просил поднять, откидывали на шар­нирах, когда их тянули за веревочки. Гла­за чудища смонтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.

Нечистую силу в картине играли не только люди, но и звери. Девять подрос­ших черных котят нарядили в шапочки с рожками и выпустили мешаться под но­гами несчастного Хомы Брута. Кроме того, известный постановщик трюков с животными Тариэл Габидзашвили снаб­жал съемочную группу летучими мышами, воронами и филинами. «В картине было задействовано так­же около пятидесяти ворон, - рассказывал дрессировщик - Ловили их тут же, во дворе «Мосфильма».

 

ОПАСНЫЙ ПОЛЕТ

Самое главное, что сделал Птушко, спасая от провала «Вий», - пригласил новую исполнительницу главной роли. Успевшую сняться в нескольких эпизо­дах актрису Киевского театра Светлану КОРКОШКО сменила юная Наталья ВАРЛЕЙ, недавно блеснувшая в «Кав­казской пленнице». Она подходите иде­ально: красавица, экробатка-эквилибристка, появилась на свет в быв­шей Трансильвании - родине самого графа Дракулы! И дей­ствительно, самообладанию молодой артистки можно было позавидовать: когда объявляли перерыв, студентка Варлей, не желая терять времени, читала учебники и конспекты, лежа в гробу.

 

 

Всего у Панночки было три черных гро­ба: а первом ведьма лежала, второй пред­назначался для передвижения по церкви, в третьем, прикрепленном на тросе к под­нятой под потолок павильона стреле, «ле­тала». В основание гроба вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к кото­рому актрису пристегивали монтажным поясом, а за ее спиной, под балахоном, была закреплена жесткая опора. На съем­ках постоянно присутствовал инженер по технике безопасности, который досаждал режиссеру заявлениями, что «правил по­летов в гробу на студии еще не изобре­ли». И его опасения оправдались. Хотя необычный «летательный аппарат опро­бовала едва ли не вся съемочная группа, проверяя конструкцию на прочность, Варлей все-таки упала с большей высоты... Если бы не Леонид КУРАВЛЕВ, актриса наверняка бы разбилась.

 

 

«Гроб на большой скорости несся по кругу, и я в какой-то момент потеряла рав­новесие, - вспоминает актриса. - Выва­лилась из него и полетела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня успел меня поймать, проявив, можно ока­зать, феноменальную быстроту реакции. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла... Только много позднее я осознала, какой это был страшный грех - сниматься в картине «Вий».

 

Хотите посмотреть фильм? - Включайте!

Приятного просмотра!

kinofan.ucoz.club © 2024 uCoz