«С ШИРОКО РАСКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»
Сегодняшнему искушенному зрителю «Вий» покажется детской сказкой. Но в далёких 60-х оживающие мертвецы и летающие гробы еще не стали обычным явлением.
Титры: «ВИЙ» «Мосфильм», 1967 год. Режиссеры-постановщики: Константин Ершов, Георгий Кропачев. Авторы сценария: Александр Птушко, Константин Ершов, Георгий Кропачев. В ролях: Леонид Куравлёв Хома Брут), Наталья Варлей (Панночка), Алексей Глазырин (Сотник), Николай Кутузов (Ведьма), |
|
Вадим Захарченко (Халява), Петр Вескляров (Ректор) и другие. |
ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ!
«От взгляда Вия нет спасения, - гласят поверья славян. — Он проникает в человеческую душу и открывает ее для всякой нечисти». О «Вие» в кинематографической среде ходили легенды, и что бы ни случалось впоследствии с членами съемочной группы фильма, как правило, все приписывалось проискам нечистой сипы. Еще большие толки вызвало известие о том, что действующая церковь Пресвятой Богородицы в селе Горохолин Лес - Ивано-Франковской области, где проходили натурные съемки, сгорела дотла.
СПАСЕНИЕ «ВИЯ»
Работу над фильмом доверили недавним выпускникам режиссерских курсов Константину ЕРШОВУ и Георгию КРОПАЧЕВУ. Когда они вернулись из первой своей экспедиции на Западную Украину. Иван ПЫРЬЕВ, ознакомившись с отснятым материалом, пришел в ужас: настолько он был плох. Директор «Мосфильма» с удовольствием выставил бы за ворота студии горе - дебютантов и закрыл проект. Но на картину уже было потрачено немало денег. За помощью обратились к прославленному режиссеру Александру ПТУШКО - специалисту номер один по комбинированным съемкам, на счету которого были такие киношедевры, как «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Новые приключения Гулливера». Рассказывали, что сам Уолт ДИСНЕЙ, посмотрев последний фильм, тут же прислал Александру приглашение на работу, но тот, разумеется, отказался.
С приходом Птушко работа закипела: в павильонах возводились декорации, а над эскизами оборотней трудилась художница Сарра Мокиль. Для режиссера она была своеобразным талисманам - он звал ее на все свои картины – и, по мнению коллег, творила чудеса. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры с губами о пол-лица. Кстати, в массовку нечистой силы Птушко приглашал карликов и даже лично разыскивал их по всей Москве. Ползающих по вертикальной стене упырей снимали долго и вдохновенно: из толстых досок была сколочена «стена», которую ставили под небольшим углом к полу. Над ней зависал кран с оператором, который фиксировал на планку скользящих по наклонной плоскости оборотней.
Костюм Вия сделали из нескольких пропитанных смолами слоев мешковины. Вместо рук слепили из гипса корявые корни деревьев. В результате одеяние предводителя «нечисти» получилось неимоверно тяжелым: чтобы перенести костюм с места на место, требовалось трое рабочих. А ведь чудищу нужно было как-то передвигаться. Поэтому подходящую кандидатуру на эту роль нашли только среди тяжелоатлетов. Кстати, веки, которые Вий страшным голосом просил поднять, откидывали на шарнирах, когда их тянули за веревочки. Глаза чудища смонтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.
Нечистую силу в картине играли не только люди, но и звери. Девять подросших черных котят нарядили в шапочки с рожками и выпустили мешаться под ногами несчастного Хомы Брута. Кроме того, известный постановщик трюков с животными Тариэл Габидзашвили снабжал съемочную группу летучими мышами, воронами и филинами. «В картине было задействовано также около пятидесяти ворон, - рассказывал дрессировщик - Ловили их тут же, во дворе «Мосфильма».
ОПАСНЫЙ ПОЛЕТ
Самое главное, что сделал Птушко, спасая от провала «Вий», - пригласил новую исполнительницу главной роли. Успевшую сняться в нескольких эпизодах актрису Киевского театра Светлану КОРКОШКО сменила юная Наталья ВАРЛЕЙ, недавно блеснувшая в «Кавказской пленнице». Она подходите идеально: красавица, экробатка-эквилибристка, появилась на свет в бывшей Трансильвании - родине самого графа Дракулы! И действительно, самообладанию молодой артистки можно было позавидовать: когда объявляли перерыв, студентка Варлей, не желая терять времени, читала учебники и конспекты, лежа в гробу.
Всего у Панночки было три черных гроба: а первом ведьма лежала, второй предназначался для передвижения по церкви, в третьем, прикрепленном на тросе к поднятой под потолок павильона стреле, «летала». В основание гроба вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом, а за ее спиной, под балахоном, была закреплена жесткая опора. На съемках постоянно присутствовал инженер по технике безопасности, который досаждал режиссеру заявлениями, что «правил полетов в гробу на студии еще не изобрели». И его опасения оправдались. Хотя необычный «летательный аппарат опробовала едва ли не вся съемочная группа, проверяя конструкцию на прочность, Варлей все-таки упала с большей высоты... Если бы не Леонид КУРАВЛЕВ, актриса наверняка бы разбилась.
«Гроб на большой скорости несся по кругу, и я в какой-то момент потеряла равновесие, - вспоминает актриса. - Вывалилась из него и полетела вниз головой. Даже сгруппироваться не успела. Леня успел меня поймать, проявив, можно оказать, феноменальную быстроту реакции. Со мной ничего не произошло, а по стране пошел слух, что я погибла... Только много позднее я осознала, какой это был страшный грех - сниматься в картине «Вий».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!